Программа коррекционной работы

официальный сайт

средней общеобразовательной школы № 14

пгт Водный города Ухты Республики Коми

     Отправить обращение в электронную приемную

 

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы

В программе используются сокращения:

ПКР - Программа коррекционной работы

Учащиеся с ОВЗ - учащиеся с ограниченными возможностями здоровья

ПМП сопровождение - психолого-медико-педагогическое сопровождение

ПМПК -  психолого­медико-педагогическая комиссия

ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум

ООО  - основное общее образование

ОО – образовательная организация

УУД – универсальные учебные действия

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом ООП ООО МОУ «СОШ №14». ПКР  разработана  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Учащийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с ОВЗ и возможностей МОУ «СОШ №14».

ПКР уровня основного общего образования

·                    непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним);

·                    учитывает особые образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения у учащихся с ОВЗ.

·                    ориентирована на развитие потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации учащихся с ОВЗ.

ПКР разрабатывается на период получения основного общего образованияи включает в себя следующие разделы:

1.     Психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной Цели и задачи программы коррекционной работы с учащимися при получении основного общего образования;

2.     Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению учащимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования;

3.     Система комплексного образовательной программы основного общего образования;

4.     Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других организаций, осуществляющих образовательную деятельность и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

5.     Планируемые результаты коррекционной работы.

 

Цели и задачи программы коррекционной работы с учащимися при получении основного общего образования

Цель ПКР: определение комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи учащимся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

Задачи ПКР:

· определение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и оказание им специализированной помощи при освоении ООП ООО МОУ «СОШ №14»;

· определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования учащимися с ОВЗ, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;

· разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ОВЗс учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

· реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения учащихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиумаМОУ «СОШ №14»(ПМПк));

· реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ;

· обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с учащимися с ОВЗ;

· осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

Существующие дидактические принципы: систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности и др. - адаптируются с учетом категорий обучаемых школьников.

Содержание ПКР  определяют следующие принципы, ориентированные на учет особенностей учащихся с ОВЗ:

·  принцип преемственности создание единого образовательного пространства при переходе от НОО к ООО, необходимых учащимся с ОВЗ для продолжения образования;

·  принцип системности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений детей с ОВЗ, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих детей;

·  принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы;

·  принцип комплексности – преодоление нарушений носит комплексный медико-психолого-педагогический характер и включает совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.).

·  принцип рекомендательного характера оказания помощи  – соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) учащихся с ОВЗ выбирать формы получения учащимися образования, образовательные организации, формы обучения, защищать законные права и интересы учащихся, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) учащихся с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).

 

Перечень и содержание

индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению учащимися с особыми образовательными потребностями ООП ООО

ПКР МОУ «СОШ №14» включает диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское направления коррекционной работы; данные направления содержательно раскрываются в учебной урочной и внеурочной, внеучебной формах деятельности МОУ «СОШ №14».

Характеристика содержания направлений коррекционной работы раскрывается в таблице

Содержание диагностического рнаправления

Диагностическая работа включает

Участники реализации

выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ при освоении ООП ООО

 

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Медработник МОУ «СОШ №14»

Заместитель директора  по УР

проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и(или) физическом развитии учащихся с ОВЗ

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Медработник МОУ «СОШ №14»

Заместитель директора  по УРи ВР

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей учащихся с ОВЗ

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Медработник МОУ «СОШ №14»

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка

Классный руководитель

Администрация МОУ «СОШ №14»

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ

Классный руководитель

Педагог-психолог

Медработник МОУ «СОШ №14»

мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП ООО учащимися с ОВЗ

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Медработник МОУ «СОШ №14»

Администрация МОУ «СОШ №14»

Содержание коррекционно-развивающего направления

Коррекционно-развивающая работа включает

участники реализации

разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Медработник МОУ «СОШ №14»

Администрация МОУ «СОШ №14»

организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии

 Классный руководитель

 Учитель-предметник

Педагог-психолог

Социальный педагог

формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Медработник МОУ «СОШ №14»

Администрация МОУ «СОШ №14»

Социальный педагог

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

 Социальный педагог

развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Социальный педагог

совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Библиотекарь

Учитель информатики

социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах

Классный руководитель

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Социальный педагог

Содержание консультативного направления

Консультативная работа включает

участники реализации

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса

Состав ПМПконсилиума МОУ «СОШ №14»,

ПМПК (взаимодействие)

 

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с учащимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ

Заместители директора по УР и  ВР,

Педагог-психолог,

Специалисты ПМПК

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ

Классный руководитель

Педагог-психолог,

Специалисты ПМПК,

Заместители директора по УР и  ВР,

Социальный педагог

консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору оучащимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями

Классный руководитель

Педагог-психолог,

учителя – предметники,

 

Содержание информационно-просветительского направления

информационно-просветительская работа включает

участники реализации

информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников

Специалисты ПМПк МОУ «СОШ №14»,

ПМПК,

библиотекарь

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения учащихся с ОВЗ

специалисты ПМПк «СОШ №14», 

ПМПК,

библиотекарь,

специалисты МУ «ИМЦ», КРИРОиПК

и др. участники взаимодействия

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ

специалисты ПМПк МОУ «СОШ №14»,

ПМПК

 

Система комплексного психолого-медико-социального

сопровождения и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП ООО

Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка учащихся с ОВЗ обеспечиваются  специалистами МОУ «СОШ №14»:  педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом, учителем-логопедом,  - регламентируются локальными нормативными актами МОУ «СОШ №14», Уставом МОУ «СОШ №14». Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.

Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки учащихся является тесное взаимодействие специалистов и  педагогов МОУ «СОШ №14», администрации МОУ «СОШ №14» и родителей (законных представителей).

 

Реализация диагностического направления работы.

Содержание

деятельности

Ожидаемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья учащихся.

Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.).

Выявление особенностей  физического и психического здоровья учащихся.

Изучение медицинской документации с точки зрения влияния особенностей развития учащегося  на результаты образовательной деятельности: история развития ребенка, перенесенные заболевания, антропометрические данные, состояние анализаторов.

Медосмотр специалистами

движения),и т.д.

Сентябрь

 

 

 

Ежегодно

( по плану поликлиники)

Медицинский работник

 

 

 

 

 

Наблюдение: утомляемость, восстановление, нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения)  и т.д.

Анализ работ учащихся (почерк, качество выполнения заданий)

В течение

года

 

Классный руководитель,

учителя-предметники

 

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска».

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Определить степень сформированности УУД.

Итоговая диагностика

Создание банка данных учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

 

Наблюдение за деятельностью учащихся на занятиях и во внеурочное время.

Психологическая диагностика.

Беседы с учащимся, с его родителями.

Наблюдения за речью учащихся на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ учащихся.

 

 

Сентябрь- октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май

Классный руководитель,

 

Педагог-психолог.

Углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

(Индивидуальные  личностные особенности, особенности внимания, памяти, мышления, работоспособности, моторика,  речь.)

Получение объективных сведений об учащемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля.

Наблюдение за деятельностью учащегося  на занятиях и во внеурочное время.

Психологическая диагностика.

Беседы с учащимся, с родителями.

Изучение письменных работ учащегося.

Заполнение диагностических документов специалистами.

Обследование на ПМПк.

Обследование на ПМПК.

Сентябрь-октябрь

 

 

 

 

 

По графику

Педагог-психолог,

Классный  руководитель

 

 

 

 

Специалисты ПМПК

Анализ причин возникновения трудностей в обучении.

Выявление  резервных возможностей.

Подготовка пакета документов на ПМПК.

Разработка коррекционной программы (заседание ПМПк)

Согласование с родителями учащегося о дальнейшем обращении на  ПМПКомисию

Сентябрь-октябрь

Члены ПМП консилиума

Социально – педагогическая диагностика

Соблюдение правил поведения в обществе, МОУ «СОШ №14», дома. Нарушения в поведении. Взаимоотношения с коллективом.

Уровень притязаний и самооценка.

Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания.

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровня знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении.

Анализ семейной ситуации.

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время.

Анкетирование

Беседа с родителями, посещение семьи.

Составление характеристики.

Сентябрь- октябрь

Классный руководитель,

 учителя – предметники, социальный педагог,

педагог-психолог.

 

 

Реализация консультативного направления.

Содержание

деятельности

Ожидаемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Консультирование педагогических работников по  вопросам обучения детей с ОВЗ

повышение психологической и методической компетентности педагогов, рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ;

разработка и оформление методических рекомендаций, приёмы, упражнения и др. материалы;

разработка плана консультативной работы с учащимся о ОВЗ, его родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По плану работы МОУ «СОШ №14»

Специалисты ПМПк

Педагог- психолог

Заместители директора  по УР и ВР

Консультирование учащихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи

Положительная учебная мотивация, настрой на преодоление трудностей обучения, самоопреление в будущей профессиональной деятельности

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

В течение года

Специалисты ПМПК,

Педагог –психолог,

Логопед,

Заместители дирек-тора  по УР и ВР, учителя,  классный руководитель

Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания

повышение психологической и педагогической компетентности родителей, рекомендации родителям по организации обучения детей, разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

В течение года

Педагог- психолог,

Логопед,

Заместители дирек-тора  по УР и ВР

 

Реализация информационно-просветительской деятельности

Содержание

деятельности

Ожидаемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Повышение педагогической культуры по  вопросам обучения и воспитания детей

Информационные мероприятия, оформление стендов, родительские собрания, работы семинаров, тренингов, публикации на сайте МОУ «СОШ №14»

По плану работы МОУ «СОШ №14», планам воспитательной работы классов

Педагог – психолог

Учитель – логопед

Классные руководители

Социальный педагог

Заместители директора  по УР и ВР

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам воспитания и обучения учащихся с ОВЗ

Повышение качества образования

Информационно- методические мероприятия, оформление стендов, публикации на школьном сайте

По плану работы МОУ «СОШ №14», планам воспитательной работы классов

Педагог – психолог

Классные руководители

Учитель – логопед

Социальный педагог

Заместители директора  по УР и ВР

Информационная поддержка образовательной деятельности учащихся с ОВЗ

Благоприятный психологический климат вМОУ «СОШ №14»

Оформление стендов, родительские собрания, работы семинаров, тренингов, публикации на школьном сайте

По плану работы МОУ «СОШ №14», планам воспитательной работы классов

Педагог – психолог

Учитель - логопед

Классные руководители

Заместители директора  по УР и ВР

 

Медицинская поддержка и сопровождение учащихся с ОВЗ в МОУ «СОШ №14» осуществляются медицинским работником (врачом, медицинской сестрой) на регулярной основе и имеют определенную специфику в сопровождении школьников с ОВЗ: медицинский работник может участвовать в диагностике школьников с ОВЗ и в определении их индивидуального образовательного маршрута, возможно проведение консультаций педагогов и родителей, в случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь.

Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в МОУ «СОШ №14» осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех учащихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку учащимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ, участвует в проведении профилактической и информационно-просветительской работы по защите прав и интересов школьников с ОВЗ, в выборе профессиональных склонностей и интересов. Основными формами работы социального педагога являются

·      урок (за счет классных часов),

·      беседы (со школьниками, родителями, педагогами),

·      индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами).

·       выступление на родительских собраниях, классных часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений.

Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, классным руководителем, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений ПКР. Педагог-психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ, организует работу индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в

·      проведении психодиагностики;

·      развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся;

·      совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом);

·      психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.

Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся,осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами через  чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.

В реализации диагностического направления работы принимают участие учителя класса, специалисты МОУ «СОШ №14»,ПМПк.

ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с ОВЗ, положение и регламент работы которой разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается локальным актом.

Цель работы ПМПк: выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и оказание им помощи. В состав ПМПк МОУ «СОШ №14» входят педагог-психолог, учитель-логопед, классный руководитель, социальный педагог, медицинский работник, заместитель директора по учебной работе. Родители (законные представители) уведомляются о проведении ПМПк (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).

Реализация системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учащихся с ОВЗ предусматривает создание специальных условий (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).:

 организационных

 ПКР предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ОВЗ. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по ООП ООО или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Психолого-педагогических

- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);

- психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей учащегося; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения ее эффективности, доступности);

- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на ООП  учащихся с ОВЗ, введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка; комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- участие всех учащихся с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;

- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития[1].

Программно-методических

В процессе реализации ПКР могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровых

Важным моментом реализации ПКР является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.

С целью обеспечения освоения учащимися с ОВЗ  ООП ООО, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписаниеМОУ «СОШ №14» введены ставки педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога. Уровень квалификации работников МОУ «СОШ №14»для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллективаМОУ «СОШ №14». Для этого на постоянной основе предусмотрена (с перспективным учетом наличия учащихся с ОВЗ)  подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников МОУ «СОШ №14», занимающихся решением вопросов образования учащихся с ОВЗ, что будет способствовать наличию у педагогических работников МОУ «СОШ №14» представлений об особенностях психического и (или) физического развития учащихся с ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процессов.

Материально-технических

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды МОУ «СОШ №14». В школе возможно создать психологически комфортную, коррекционно-развивающую среду для учащихся с ОВЗ, не нуждающихся в создании надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа в здания и помещения гимназии и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места и т.д.). Выходом может быть или организация дистанционного или/и индивидуального( на дому)  обучения, или  необходимость в  проведении разъяснительной работы с родителями детей с ОВЗ о возможности выбора образовательной организации в г. Ухте с наличием МТО в соответствии с потребностью их ребенка еще на этапе намерения родителями подачи документов на поступление в МОУ «СОШ №14». В данном вопросе администрация МОУ «СОШ №14» будет выполнять социально-диспетчерскую функцию по организации взаимодействия родителей (законных представителей) и необходимой образовательной организацией.

Информационных

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения учащихся, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

В МОУ «СОШ №14» действует сайт, ГИС ЭО.

 

Механизм взаимодействия,

предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

ПКР на уровне  ООО реализуется через взаимодействие и единую стратегическую направленность работы специалистов МОУ «СОШ №14»  с учётом вариативно­деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинского работника МОУ «СОШ №14» в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Взаимодействие специалистов МОУ «СОШ №14» обеспечивает системное сопровождение всех учащихся, том числе учащихся с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательной деятельности.

Такое взаимодействие включает:

- комплексность в определении и решении проблем учащегося с ОВЗ, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащегося с ОВЗ;

- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер учащегося с особыми образовательными потребностями (на основании рекомендаций ПМПКомиссии).

В МОУ «СОШ №14» на уровне ООО учащиеся с ОВЗ могут быть впервые выявлены, могут перейти в 5 класс, освоив уровень НОО, могут прийти как вновь прибывшие из другой ОО.

В МОУ «СОШ №14» предполагается как создание специальных классов для детей с ОВЗ, так и  создание условий дифференциации врамках общеобразовательного класса. При этом,  родители (законные представители)  детей с ОВЗ всегда имеют возможность изменить образовательный маршрут ребёнка и подобрать  более подходящее  особенностям ребёнка  образовательное учреждение.

Образовательный процесс детей с ОВЗ организуется в соответствии с ООП ООО МОУ «СОШ № 14»,  Учебным планом ООО, Календарным учебным  графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми  МОУ «СОШ №14», а также индивидуальными образовательными программами  для детей с ОВЗ, разработанными с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей с ОВЗ. Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ осуществляется педагогами и специалистами и сопровождается дистанционной поддержкой, а также поддержкой классного руководителя.

Учителя, психолог школы ведут плановую работу по выявлению затруднений у учащихся, оказывают  учащимся  необходимую помощь.

Коррекционная работа в обязательной части (70 %) реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания ООП. На каждом уроке учитель-предметник ставит и решает коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов.

В учебной внеурочной деятельности проводятся коррекционные занятия со специалистами: учителем-логопедом, педагом-психологом – индивидуально и в группе.

Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по разным направленностям (художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, научно-познавательна, военно-патриотическая,общественно-полезная деятельность), опосредованно стимулирующим и корригирующим развитие школьников с ОВЗ.

Формы организованного взаимодействия специалистов МОУ «СОШ №14» - педагогические советы, методические советы, классно-обобщающий контроль, психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). На ПМПк принимается решение в необходимости создания специальных условий, об обращении на ПМПКомиссию.

 

Распределение зон ответственности в рамках ПМПконсилиума

Участник образовательных отношений

Деятельность на этапе подготовки к консилиуму

Деятельность в рамках психолого-педагогического консилиума

Деятельность по реализации решений психолого-педагогического консилиума

Администрация МОУ «СОШ №14»

Организационная помощь в проведении диагностической работы

Не участвует

Совещание  с психологом и ЗД поУР

 по обсуждению результатов консилиума.

Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство

Заместитель директора по учебной работе  - председатель ПМП(к)

Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий

обеспечение систематичности заседаний консилиума,

формирование состава участников для очередного заседания,

формирование состава учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание,

координация связи ПМП(к) с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы

Организация работы консилиума, участие в его работе,

разработка педагогических аспектов сопровождения учащихся с ОВЗ и классных параллелей

Помощь педагогам в разработке стратегий сопровождения.

Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам.

Консультирование администрации

Контролирование выполнение рекомендаций ПМП(к)

Педагог-психолог

Проведение необходимой диагностической работы учащегося с ОВЗ,

подготовка материалов к консилиуму

Предоставление участникам консилиума необходимой информации по конкретным учащимся с ОВЗ.

Участие в разработке стратегии сопровождения.

Планирование форм и направлений работы в рамках сопровождения конкретного учащегося с ОВЗ

Проведение психокоррекционных, развивающих и консультативных мероприятий с учащимися с ОВЗ и учащимися класса.

Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями.

Консультирование администрации.

Планирование совместной работы с классным руководителем.

Психологическое просвещение.

 

Учитель - логопед

Проведение необходимой диагностической работы учащегося с ОВЗ,

подготовка материалов к консилиуму

Предоставление участникам консилиума необходимой информации по конкретным учащимся с ОВЗ.

Участие в разработке стратегии сопровождения.

Планирование форм и направлений работы в рамках сопровождения конкретного учащегося с ОВЗ

Проведение коррекционных, развивающих и консультативных мероприятий с учащимися с ОВЗ и учащимися класса.

Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями.

Консультирование администрации.

Планирование совместной работы с классным руководителем.

Участие в методических семинарах, посвященных содержанию сопровождающей педагогической деятельности в различных школьных параллелях

Социальный педагог

  Систематизация информации о социальном положении учащегося с ОВЗ

Предоставление  информации о социальной ситуации в семье учащегося с ОВЗ.

Подготовка аналитических материалов.

Формулировка предварительных рекомендаций.

 

Классный руководитель

Сбор информации об учащегося с ОВЗ (собственные наблюдения, беседы или анкетирование педагогов-предметников)

Предоставление необходимой педагогической информации участникам консилиума.

Участие в разработке стратегии сопровождения.

Планирование форм и направлений работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ и класса в целом

Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума.

Консультирование родителей и учителей -предметников по вопросам сопровождения учащегося с ОВЗ

Подготовка документации для ПМПКомиссии

учитель-предметник

Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума.

Предоставление необходимой информации классному руководителю и педагогу-психологу в рамках их подготовки к консилиуму

 

Не участвует

Участие в групповых и индивидуальных консультациях, проводимых педагогом-психологомзаместителем директора по УР или медицинским работником. Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ и ее последующая реализация. Работа с содержательными и методическими аспектами программ.

Консультирование родителей.

Участие в методических семинарах, посвященных содержанию сопровождающей педагогической деятельности в различных школьных параллелях

Учитель физической культуры

Предоставление информации об особенностях физического развития учащегося ОВЗ

Не участвует

Деятельность по созданию условий для физического развития, отслеживание динамики  физического развития

Медицинский работник

Предоставление информации  об особенностях физического развития учащегося ОВЗ и состояния здоровья

Информация участникам ПМПк по соответствию планируемых коррекционных мероприятий по учащемуся с ОВЗ с его возможностями здоровья

Консультирование родителей, направления на консультации к специалистам, медосмотр

 

Сетевое взаимодействие как форма реализации ПКР осуществляется

по соглашению образовательных организаций или по решению органов власти (Управления образования МО ГО «Ухта», Управлений здравоохранения, культуры), в ведении которых они находятся. Инициаторами организации соответствующей деятельности могут выступать также учащиеся с ОВЗ, их родители (законные представители).

Цель сетевой формы реализации программы коррекционной работы:

-  повышение качества специальных образовательных услуг,

- расширение доступа учащихся с ОВЗ к современным образовательным технологиям и средствам воспитания и обучения,

- эффективное использование имеющихся образовательных ресурсов образовательных организаций , а также ресурсов организаций науки, культуры, спорта и иных организаций .

Сетевое взаимодействие осуществляется в форме совместной деятельности образовательных организаций, направленной как на обеспечение возможности освоения учащимися с ОВЗ ООП ООО, так и обеспечение возможности проявления своих способностей.

Сетевое взаимодействие МОУ «СОШ №14» с иными организациями по реализации программы коррекционной работы

 

Организация

Сроки

Ответственный

Форма отчета

ПМПК

 

Сентябрь

Заместитель  директора по УР

план проведения ПМПК;

протокол ПМПК с рекомендациями по учащимся с ОВЗ

Ухтинская поликлиника №3

сентябрь

Директор МОУ «СОШ №14»

План медосмотров на учебный год

 

Планируемые результаты коррекционной работы

 

Результат

Критерии

создание комфортной образовательной среды в МОУ «СОШ №14»,  обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию учащихся с ОВЗ;

- преемственность по отношению к НОО и учитывающей особенности организации ООО, а также специфику психофизического развития учащихся с ОВЗ

 при получении общего образования;

- готовность всех участников образовательных отношений к взаимодействию с детьми с ОВЗ

освоение основной образовательной программы учащимися с ОВЗ

аттестат

сформированность социальной компетентности учащихся с ОВЗ,

расширение адаптивных способностей личности для самореализации в обществе,  определяющих развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- успешная адаптация учащихся с ОВЗ к обучению в МОУ «СОШ №14»;

- готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

- профессиональное самоопределение;

- готовность продолжить обучение;

повышение активности учащихся с ОВЗ при взаимодействии с участниками образовательных отношений, развитие когнитивной и эмоционально-личностной сфер учащихся

- участие в образовательных проектах по предметам;

- наличие друзей,

-участие в различных мероприятиях классного коллектива и МОУ «СОШ №14»;

сформированность педагогической компетентности по организации образовательной деятельности с  учащимися с ОВЗ

- умение составить ИОП для учащегося с ОВЗ;

- готовность поделиться новыми методическими приемами по организации образовательной деятельности с учащимися с ОВЗ;

- освоены технологии с учетом особенностей образовательной деятельности учащихся с ОВЗ;

- позитивное отношение к учащимся с ОВЗ.

сформирована педагогическая культура родителей учащихся с ОВЗ

Сотрудничество с МОУ «СОШ №14», инициатор организации взаимодействия с иными организациями, оказывающими помощь в развитии детей  с ОВЗ;

Достижения учащихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.

 



[1] При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения могут выполнять функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям).

 

 

Дата последнего обновления страницы 14.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»