Приготовление блюд из яиц

официальный сайт

средней общеобразовательной школы № 14

пгт Водный города Ухты Республики Коми

     Отправить обращение в электронную приемную

 

Приготовление блюд из яиц

 

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»


Курс: «Технология»

Класс: 5 класс

Раздел: «Кулинария»

Тема урока: «Приготовление блюд из яиц»

Учитель технологии Пензина Оксана Леонидовна


Время реализации занятия: два урока по 45 минут

Урок проводился в комбинированной мастерской (кухня-лаборатория)

Цель урока: Формирование представления о видах и питательной ценности яиц, возможности использования их в кулинарии, быту.

Задачи урока:

Образовательные: – формирование навыков осуществления проверки качества яиц; – формирование умений технологии приготовления блюд из яиц; – познакомить с вариантами оформления и подачи блюд из яиц; – расширить знания о сервировке стола;

Развивающие: – развивать умение сравнения и анализа; – развивать понимание важности соблюдения санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи; – развивать понимание важности соблюдения культуры труда и поведения при приготовлении пищи; – развивать интерес к учению.

Воспитательные: – содействовать воспитанию мотивации к учебной деятельности; – воспитывать навыки культуры труда и культуры общения; – воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе; – воспитывать самостоятельность, аккуратность, гостеприимство; – формировать и развивать трудовые, эстетические, экономические и здоровьесберегающие качеств личности.

Вид урока: Комбинированный урок (урок – исследование, урок – практикум)

Тип урока: Урок изучения нового материала, формирования специальных умений по теме предмета.

Методы обучения: познавательные, проблемно-поисковые, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Учебно-методическое обеспечение урока:

1. «Технология» учебное пособие для учащихся 5 класса под редакцией В.Д. Симоненко, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2007.

2. «Технология» тетрадь творческих работ (девочки) 5 класс / под редакцией И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.: ил.

3. Авторская презентация «Наш любимый продукт».

4. Электронные учебные материалы по курсу «Технология» модуль «Основы кулинарии».

5. Инструкционно-технологические карты, плакаты: «Правила пользования ножом», «Технология приготовления блюд из яиц».

6. Инструкции по технике безопасности и санитарной гигиены.

7. Карточки контроля знаний.


Оборудование: – мультимедийное оборудование;

– кухонное оборудование, самовар, кухонная, столовая и декоративная посуда, приборы, салфетки;

– фото бутербродов различного вида и блюд из яиц, приготовленных учащимися;

– яйца разных видов, продукты питания;

– декорированные яйца.

Словарь: яичница, омлет, яйцо всмятку (вкрутую, «в мешочек»), овоскоп.

Подготовительная работа:

1.Организация деятельности учащихся на самостоятельную творческую подготовку к уроку (поисковые и творческие задания) с использованием Интернета и специальной литературы, консультации учителя биологии, родителей.

2.Подборка материала, оформление кабинета и стенда «Украшение яиц к Пасхе».

План проведения урока:



№ п/п

Этапы урока

Временная

реализация

1

Организационный момент.

3 мин.

2

Активизация познавательной деятельности.

10 – 15 мин.

3

Информационно – познавательный этап.

10 – 15 мин.

4

Лабораторно – исследовательская работа.

15 – 20 мин.

5

«Мозговой штурм».

7 – 10 мин.

6

Информационно – познавательный этап (продолжение).

10 – 15 мин.

7

Практическая работа. «Приготовление блюд из яиц».

25 – 30 мин

8

Итог урока.

8 – 10 мин.



Учитель контролирует выполнение работ, консультирует, оказывает помощь в выполнении практической работы бригад, следит за соблюдением учащимися культуры труда и культуры взаимоотношений.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Активизация познавательной деятельности.

1. Актуализация прежних знаний (повторение материала)

а) «Бутерброды»………………………………....(слайд 4)

б) «Нарезка овощей» ……………………………(слайд 5)

в) «Этикет за столом» …………………………..(слайд 6)

г) Вводный инструктаж «Правила санитарной гигиены и техники безопасности»……………………………….. (слайд 8-9)

2. Активизация познавательной деятельности. Совместная выработка темы урока………………………………………..(слайд 1 – 2, 7)

а) Загадки, вопросы – шутки о яйце…………Приложение № 1

б) Составь слово и узнай о чем пойдет сегодня на уроке речь.

Последняя буква алфавита…………………………………….Буква Я

В считалке про буквы А и Б, какая буква осталась сидеть на трубе?..............................……………………………………….Буква И

Детишки курицы (Цыплята – первая буква Ц)………………Буква Ц

У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного…Буква О


Учитель: В мультфильме «Бременские музыканты» один толстенький король предлагал своей разнервничавшейся худощавой дочурке полакомиться диетическим……….. (яйцом).

Почему люди голубых кровей выбирают именно этот продукт, к чему приводит регулярное употребление ………..(яиц), как определить, не испорчены ли они. Обо всем об этом и о многом другом по порядку мы поговорим сегодня на уроке…





III. Информационно – познавательный этап.

1. Вступительная беседа. Историческая справка: «Яйцо – символ возрождения жизни» ………………………………………...Приложение № 2

2. Питательная ценность яиц……………………... (слайд 10) Выступление учащихся с поисковыми заданиями…………Приложение № 3

3. Строение яиц. Лабораторно-исследовательская работа «Как устроено яйцо?» ………………………………………………(слайд 10)

4. Применение яиц в кулинарии …………………. (слайд 11-12,15) Выступление учащихся с поисковыми заданиями…………Приложение № 4

IV. Лабораторно – исследовательская работа.

а) Текущий инструктаж………………………….....(слайд 13).

б) Л/р. «Определение доброкачественности яиц» Работа по инструкционным картам. ………………………..(слайд 13) Учебник стр.146 ……………………………………...............

в) Итог лабораторной работы: (отчет о результатах внести в тетрадь творческих работ «Задание №12» стр. 21)

г) Бытовые способы определения качества яиц…...(слайд 14)

д) Выступление учащихся с поисковыми заданиями..Приложение № 4

а) оценка работы учащихся;

б) рекомендации;

в) рефлексия.

V. «Мозговой штурм».

1. Постановка проблемы: как сохранить доброкачественность яиц в течение длительного времени? Задание для бригад: совместно продумать и предложить способы сохранения яиц в домашних условиях.

2. Возможные варианты решения проблемы (выступления учащихся с творческими поисковыми заданиями). ……………………Приложение № 4

VI. Информационно – познавательный этап (продолжение).

1.Применение яиц в кулинарии: беседа со школьным поваром. ……………………………….(слайд 15, 22)…………Приложение № 5, 6

2. На Руси к празднику Пасхи издавна красили…………………. (слайд 22)



3.Тепловая обработка яиц (слайд 15-18, 22), учебник стр.192. Работа в тетрадях творческих работ – стр. 21- 22.



4.Несколько секретов, которые полезно знать о яйцах, блюдах из яиц и сервировке стола (выступления учащихся с творческими заданиями) …………………………………………………………..Приложение № 4



5.Требования к качеству и подаче блюд из яиц. Работа в тетрадях творческих работ – стр. 23



VII. Практическая работа. «Приготовление блюд из яиц»

1. Текущий инструктаж (слайд 9, 18 – 21).

2. П/р. «Приготовление блюд из яиц (по выбору) (слайд 18 – 21).

а) «Составить технологическую карту приготовления блюд из яиц по выбранному рецепту. Работа в творческих тетрадях - стр. 22. Учебник стр. 192-193.

б) П/р «Приготовить блюдо из яиц». Работа в бригадах по инструкционно-технологическим картам. Контроль бригадиров за технологическим процессом, соблюдением норм техники безопасности и санитарии с целью оценивания работы каждого члена бригады.

в) П/р. «Сервировка стола к завтраку». Пользуясь эскизами сервировки стола к завтраку (эскизы были нарисованы детьми этого класса на уроках изобразительного искусства) сервировать стол на 3-4 персоны (количество членов бригады). Оценка за эстетику сервировку стола и способы складывания салфеток – обязательного предмета сервировки стола. (слайд 23).

VIII. Итог урока:

закрепление материала…………... слайд 24;

оценка работы учащихся…………………...слайд 25;

рекомендации;

рефлексия. Что интересного, нового для себя узнали, чему научились, какие знания и умения применят для выполнения домашнего задания.

1. Оценка сервировки стола (в русском стиле).

2. Дегустация и оценка приготовленных блюд.

3. Заключительное слово (ученики – учитель), (слайд 25);

4. Домашнее задание:

интервью членов семьи с целью уточнения любимых блюд из яиц;

приготовить завтрак для семьи (блюдо из яиц, бутерброды, чай);

оценка завтрака членами семьи. Пожелания (замечания).

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложения

Приложение №1 «Загадки о яйце»

1. Маленький, кругленький, беленький.

2.Разобьешь – никакой столяр не склеит.

3.Под ледком, ледком стоит чашечка с медком.

4.Нашел я шар, разбил его, увидел серебро да золото.

5.Сверху серебро, а в середине золото.

6.В доме еда, а дверь заперта.

7.Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли,

Сварю, стану есть – несолоно!

8.В одной квашне два теста.

9. Когда бывают яйца вкусны? (когда их ешь)

10.Что на стол нельзя поставить?

11.Катится бочка, нет не ней ни сучочка.

Вопросы – шутки о яйце

Петух снес яйцо. Кому достанется оно? (петухи яиц не несут)

Сколько яиц можно съесть натощак? (одно, остальные будут уже не натощак).


Приложение №2 «Историческая справка»

Во вторую пятницу октября во многих странах мира отмечается Всемирный день яйца. Собственный день яйца заслужили неспроста. «Яйцо – начало всех начал» – так считали и наши предки – славяне, которые называли «божьим яйцом» солнце и верили, что поедание яиц дает силу и здоровье. Из яйца, как считали в древности, вылупилась вся наша вселенная и произошла всякая жизнь. Весь мир был подобен огромному яйцу: скорлупа – это небо, пленка – облака, белок – вода, желток – земля. Яйцо, таким образом, осмыслялось как начало всех начал, символ плодовитости и жизненной силы.

В русском фольклоре прошлого века нашло отражение снисходительное отношение с оттенком насмешки, даже пренебрежения к яйцам, хотя они и принадлежали к разряду вкусных блюд. Издавна в народе считалось, что яйца – блюдо для немощных, малых детишек или молодых девиц-бездельниц. «Кому что по душе, а цыгану — яичница». Эта пословица отражала народное мнение о том, что яичная еда – баловство, какое позволяют себе люди, привыкшие к праздности, к ничегонеделанию. В XVIII веке русские помещики, стол которых ломился от яств: всевозможных разносолов, пирогов с малиной и фаршированных индеек, – предпочитали съесть на завтрак именно куриное яйцо.

 

Приложение №3

«Яйцо – продукт питания высокой питательной ценности»

Яйца содержат все питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности человеческого организма. Яйца содержат белки, жиры. В состав яйца входят почти все известные витамины.

Яйца особенно полезны детям для улучшения развития, как физического, так и умственного. Ребенок, съедающий в день два перепелиных яйца, обладает лучшей памятью, крепкой нервной системой, острым зрением, лучше развивается и меньше болеет. Ведь не зря японские школьники перед занятиями съедают по два перепелиных яйца. Одно большое куриное яйцо содержит всего около 70 калорий, так что нет оснований отказываться от яиц из-за опасения лишних калорий. В желтке содержится жиры, белки, много железа, витаминов В, D

Яйца способствуют укреплению волос и ногтей. Кроме того, яйца косвенно борются с лишним весом: яичница дольше оставляет чувство сытости, чем, например, бутерброды. Протеин в яйце это самый доступный вариант для многих спортсменов.

Холестерин  в яйцах - это миф о вреде яиц. Совсем недавно яйца считали чрезвычайно опасным продуктом за счет  содержащегося в них холестерина, и польза яиц стала для всех весьма сомнительным фактом. Но в 2003 году был проведен ряд исследований  заболеваний сердца, и негативных отзывов о яйцах поубавилось. Холестерин в  яйцах является одним из самых безвредных. Таким образом, если у вас нормальный уровень холестерина  в крови, то вы можете употреблять яйца 2 раза в неделю. Если в вашем рационе присутствует много фруктов, овощей и злаков, то яйца уже никак не смогут вам навредить. Но желтки также не обязательно исключать из диеты, ведь в них содержится  множество других питательных веществ полезных для организма, например: железо,  селен, лецитин, витамины B, D, A.

Яичный желток – прекрасный источник холина, питательного вещества, который является основным для здоровья. Исследования подтверждают, что холин необходим для нормального формирования мозга, тканей и памяти, а также препятствует сердечнососудистым заболеваниям.

В пищу употребляются яйца птиц различных пород: куриные яйца, гусиные яйца, перепелиные яйца, страусиные яйца и т.д.

 

Приложение № 4 «Темы исследовательских и творческих работ учащихся» (предварительное домашнее задание).

1. «Необычные блюда из яиц».

2. «Сервировка стола к завтраку».

3. «Яичные» пристрастия».

4. «Несколько секретов о яйцах, которые полезно знать».

5. «За что мы любим яйца».

6. «Мухоморы на столе (украшение блюд из яйца).

 

Приложение № 5 «Использование яиц в кулинарии».

Яйца находят очень широкое применение в питании, как в качестве отдельных блюд, так и в качестве составных частей многих блюд — сладких и несладких, а особенно изделий из теста и десерта. Яйца также широко используются в качестве различных холодных и горячих закусок и представляют собой основной компонент майонеза.

Давайте попробуем перечислить важнейшие блюда из яиц, начиная с самых простых.

На первый или второй завтрак чаще всего подают яйца в скорлупе или яйца, сваренные вкрутую или в "мешочек". Очень часто яйца подают в виде яичницы-глазуньи или яичницы с различными добавлениями — зеленым луком, помидорами и репчатым обжаренным луком, со сладким перцем, жареными шампиньонами и с ветчиной и колбасой, с сосисками, желтым сыром, копченой рыбой и т.п.

На обед, если на второе нет блюд, приготовленных из мяса, рыбы или творога, чаще всего подают так называемые омлеты по-французски (натуральные, без муки), готовящиеся с различными дополнениями, яйца в "мешочек с соответствующими соусами - шампиньонным, томатным, укропным, сметанным и т.п., котлеты из яйца, также различные блюда, запеченные с яйцами. Кроме того, яйца добавляют к некоторым супам, например к супу из щавеля, ботвинье, холодникам и т.п.

На ужин яйца подают в качестве составного компонента таких блюд, как салаты или блинчики, оладьи, котлеты из каш или картофеля и т д., а также добавляют в пасты, предназначенные для бутербродов.

Разумеется, перечисленные блюда из яиц являются только примерными, а в основном их применение зависит от состава суточного меню.

 

Приложение № 6 «О свежести яиц».

Бактерии есть почти во всякой пище, и яйца в данном случае не исключение. И они могут стать источником опасности. Время, тепло и влага – три составляющих благотворной среды для бактерий, поэтому, чтобы уберечь себя от неприятностей, покупайте только свежие яйца (обязательно проверьте дату на скорлупе) и всегда храните их в холодильнике.

Дети, подростки, пожилые люди и беременные женщины более других чувствительны к отравлению несвежими яйцами, поэтому советуем не рисковать и правильно выбирать и готовить яйца.

Если вы не уверены в качестве яиц, то, прежде чем готовить, например, блюдо из желтков вареных яиц под майонезом, полейте их уксусом, который уничтожит бактерии.

Меренги и выпечка с сахарной глазурью не представляют опасности, так как большое количество сахара – неблагоприятная среда для бактерий. Никогда не используйте старые, грязные или треснутые яйца и следите за тем, чтобы все то, с чем они соприкасаются, было чистым, начиная от упаковки и заканчивая вашими руками.

Чтобы проверить свежесть яйца опустите его в чашу с холодной водой. Свежие яйца остаются на дне, яйца 2-3 недельной давности всплывут до середины емкости, а тухлые будут плавать на поверхности. Куриные яйца в зависимости от срока хранения, качества и веса подразделяются на диетические (сроки поступления в продажу не позднее 7 суток), столовые (срок поступления в продажу по истечении 7 суток, с 8 по 25 день). Диетическое яйцо маркировано красным цветом: ставится дата и буква Д. Такие яйца подходят для диетического и детского питания. Столовое яйцо маркируются синей буквой С. Маркировку яйца проходят сразу же на птицефабрике, специальными работниками.

Качество яиц должно удовлетворять требованию стандарта. Используя яйца, необходимо помнить, что несвежее яйцо может быть причиной желудочно-кишечного заболевания и что одно недостаточно доброкачественное яйцо способно испортить все блюдо. Поэтому необходимо особенно тщательно проверять внешний вид, цвет, вкус и запах яиц. Доброкачественность определяют как по внешнему виду яйца (целость, цвет и чистота скорлупы, отсутствие запаха), так и просматриванием на свет. Особенно удобно пользоваться овоскопом. Через овоскоп видна раздельность желтка и белка, плотность последнего, а также величина пуги яйца, пятна и др.

Если посмотреть на яйцо на просвет, то можно заметить так называемую пугу – воздушное пространство между скорлупой и тупым концом яйца. Чем дольше яйцо хранится, тем больше эта пуга. Например, в диетических яйцах она составляет 4 мм, в столовых 7-9. На этом и основывается опыт с плавучестью несвежих яиц. Если свежее яйцо идет ко дну, то несвежее всплывает тупым концом вверх – его выталкивает слишком большое количество воздуха внутри скорлупы. В диетическом яйце желток едва виден (хорошо видны только его контуры), он занимает центральное положение, не перемещается; белок у него плотный, светлый, прозрачный. В столовых яйцах допускается некоторое отклонение положение желтка от центрального, но он не перемещается (в яйцах, которые до продажи хранились в холодильнике допускается перемещение желтка при переворачивании яйца); белок в столовых яйцах белый, прозрачный, но может быть не таким плотным как у диетического. Определяют свежесть яиц в домашних условиях при помощи воды и солевого раствора, как у вас в учебнике на странице146 рисунок 98. Сравните с 1 способом на экране. В чем разница?

Свежесть яиц можно определить по консистенции белка и желтка. Осторожно отделить белок от желтка. Обратите внимание, как меняется плотность яйца в зависимости от степени свежести.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Список использованной литературы:

1. «Технология» учебное пособие для учащихся 5 класса под редакцией В.Д. Симоненко, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2006. 2. «Технология» тетрадь творческих работ (девочки) 5 класс / под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 80 с.: ил. 3. Авторская презентация «Почему мы любим блюда из яиц». 4. «Технология» программы основного общего образования: Сборник. – М.: Вентана – Граф, 2007. 5. «Школа и производство» научно – методический журнал. ООО Издательство «Школа – Пресс». 6. «Технология» сборник нормативных документов / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007.

7. http://big-fermer.ru/pitatelnaya-tsennost-yaitsa - питательная ценность яиц.

8. http://19.sportportal.su/?p=326 - много интересного о яйцах.

9.http://vkusnilka.ru/doc/blyuda-iz-у

 

Скачать урок

Скачать прентацию

 

Дата последнего обновления страницы 14.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»